Педагогическая этика
Настоящий педагог представляет собой совокупность социальных, профессиональных и личностных характеристик, которые являют его культуру и определяют этику поведения. С одной стороны этика подразумевает философское учение о морали и её принципах, а с другой, применимой в преподавании, это определённый кодекс поведения на фоне нравственного характера общения между двумя людьми. Другими словами, речь идёт о профессиональной этике преподавателя.
Педагогическая этика в действии
Педагогическая этика (от греч. «долг» и «учение») по-другому называется деонтология. Она является определением нравственной позиции педагога во время учебного процесса к ученикам, родителям и коллегам. Более того, кроме закладывания учащимся материалистических знаний, педагог обязан дать и основы знаний этических. А для этого, в первую очередь, нужно самолично усвоить и применить в жизнь идеи и ценности морали.
Даже Сухомлинский отмечал, что учитель приобретает статус воспитателя только после того, как овладеет самым тонким инструментом воспитания, а, именно, наукой о нравственности — этикой. Отсутствие теории морали в педагогической практике делает профессию педагога неполноценной.
Задачи педагогической этики
- Исследовать методологические проблемы, категории и сущность педагогической морали;
- Разработать нравственные аспекты труда учителя;
- Выявить требования к нравственному образу учителя;
- Изучить индивидуальные особенности педагога;
- Исследовать нравственные отношения педагога с учащимися;
- Разработать вопросы нравственного воспитания педагога и т. д.
Категории педагогической этики
1. Педагогический долг — представляет собой совокупность требований и моральный предписаний к личности учителя и его выполнению профессиональных обязательств. Сюда можно отнести уважительное и требовательное отношение к учащимся, умение решать сложные конфликты и коллизии, и т. д.
2. Профессиональная честь — осознание педагогом своей значимости, а также общественное признание и уважение к его заслугам и качествам. Можно сказать, что честь учителя и есть общественная оценка его работы
3. Педагогический авторитет — речь идёт о его моральном статусе в коллективе учащихся и коллег. С помощью авторитета можно регулировать поведение воспитуемых и оказывать влияние на их убеждения. На уровень авторитета влияют такие показатели, как глубина знаний, мастерство, эрудиция и т. д. Но главными чертами педагогического авторитета должны быть искренность и доброжелательность.
К сожалению, некоторые педагоги, из-за нежелания работать над собой, пытаются завоевать авторитет не тем путём:
- Авторитет подавления;
- Авторитет педантизма;
- Авторитет резонёрства;
- Авторитет мнимой работы.
Педагогическая этика реализуется через такт, то есть, нравственное поведение. Оно включает в себя гуманность, уважение к ученику, справедливость, самообладание и т. п.