Меню







Сайт создан при поддержке университета Вены и Львововского университета
Львов: 79602 ул. Сечевых стрелков, 14
Вена: Karlsplatz 13 , Wien, Osterreich Tel/Fax: +43 1 58801-41062, 41063 +43 1 58801-41096 E-mail: university@euro-uni.ru


Педагогическая этика

Настоящий педагог представляет собой совокупность социальных, профессиональных и личностных характеристик, которые являют его культуру и определяют этику поведения. С одной стороны этика подразумевает философское учение о морали и её принципах, а с другой, применимой в преподавании, это определённый кодекс поведения на фоне нравственного характера общения между двумя людьми. Другими словами, речь идёт о профессиональной этике преподавателя.

Педагогическая этика в действии

Педагогическая этика (от греч. «долг» и «учение») по-другому называется деонтология. Она является определением нравственной позиции педагога во время учебного процесса к ученикам, родителям и коллегам. Более того, кроме закладывания учащимся материалистических знаний, педагог обязан дать и основы знаний этических. А для этого, в первую очередь, нужно самолично усвоить и применить в жизнь идеи и ценности морали.

Даже Сухомлинский отмечал, что учитель приобретает статус воспитателя только после того, как овладеет самым тонким инструментом воспитания, а, именно, наукой о нравственности — этикой. Отсутствие теории морали в педагогической практике делает профессию педагога неполноценной.

Задачи педагогической этики

- Исследовать методологические проблемы, категории и сущность педагогической морали;

- Разработать нравственные аспекты труда учителя;

- Выявить требования к нравственному образу учителя;

- Изучить индивидуальные особенности педагога;

- Исследовать нравственные отношения педагога с учащимися;

- Разработать вопросы нравственного воспитания педагога и т. д.

Категории педагогической этики

1. Педагогический долг — представляет собой совокупность требований и моральный предписаний к личности учителя и его выполнению профессиональных обязательств. Сюда можно отнести уважительное и требовательное отношение к учащимся, умение решать сложные конфликты и коллизии, и т. д.

2. Профессиональная честь — осознание педагогом своей значимости, а также общественное признание и уважение к его заслугам и качествам. Можно сказать, что честь учителя и есть общественная оценка его работы

3. Педагогический авторитет — речь идёт о его моральном статусе в коллективе учащихся и коллег. С помощью авторитета можно регулировать поведение воспитуемых и оказывать влияние на их убеждения. На уровень авторитета влияют такие показатели, как глубина знаний, мастерство, эрудиция и т. д. Но главными чертами педагогического авторитета должны быть искренность и доброжелательность.

К сожалению, некоторые педагоги, из-за нежелания работать над собой, пытаются завоевать авторитет не тем путём:

- Авторитет подавления;

- Авторитет педантизма;

- Авторитет резонёрства;

- Авторитет мнимой работы.

Педагогическая этика реализуется через такт, то есть, нравственное поведение. Оно включает в себя гуманность, уважение к ученику, справедливость, самообладание и т. п.